Маргиланские хроники

Прочитав название этой статьи, кто-то может подумать, что речь в ней 
пойдет о череде прошлых или настоящих событий в узбекском городе 
Маргилане. Это не так. Мой рассказ о тяжелой хронической болезни, 
своего рода эпидемии, охватившей уже значительное количество людей
в Москве, Санкт-Петербурге и в других городах России. 
Попробуем в поисковике Яндекса набрать словосочетание «маргилан-
ский шелк». Перейдем к изображениям. Мы увидим свернутые в виде
"рулетика" кусочки полупрозрачного, отбеленного, или уже окрашенного 
 
шелка, странные фрагменты не то тканей, те то шкур невиданных
зверей, что-то, что можно считать имеющим отношение к Маргилану,
но половину всех картинок, или даже большую их часть, занимают
дамы – блондинки и брюнетки, шатенки и рыженькие, стройные
и не очень. Всех этих милых дам объединяет одна особенность: они
что-то демонстрируют, и это что-то или надето на них, или обвивает
их шею, или лежит в руках. А еще они могут стоять рядом с манекеном,
а на манекене такое, что и во сне не приснится.  
 На больных эти дамы не очень-то похожи, и все же все они поражены
тяжелой формой хронической маргиланской болезни. Живет такая дама,
как и все остальные нормальные люди, день, два, три, а потом вдруг как
метнется в специальный магазин, да как закричит: «Шелку мне, 
маргиланского!» И давай этот шелк щупать, тискать, мять в руках и вот
уже на щеках румянец нездоровый, в глазах огонь загорается. «И шерсти
мне мериносовой,  - не унимается дама, - да чтобы не толще шестнад-
цати микрон!» И опять, давай эту шерсть трогать, мять, и даже понюхает.
А из магазина она уже не идет – она на крыльях летит, шелковых, марги-
ланских. Дальше описывать не буду: кто болен, тот знает, а здоровых
травмировать ни к чему. Болезнь эта распространяется как сетевой
вирус, у некоторых есть врожденный иммунитет против нее, некоторые,
заболевая, излечиваются. Но для многих эта болезнь носит тяжелый,
хронический характер.
Так что же это за маргиланский шелк такой?  «А вот он, - таинственно 
шепчут хроники, показывая на рулончик полупрозрачного реденького 
материальчика. – Вот, родимый, к нему, что хочешь, привалять можно».

 
И тут я начинаю сомневаться: вот этот невзрачный полуфабрикат и есть
знаменитый маргиланский шелк? Вековые традиции? Тысячелетняя 
универсальная валюта Востока?И вообще, при чем здесь Маргилан, если 
всем известно, что шелковое производство наладили китайцы?
Часть Великого шелкового пути(может быть...). Во всяком случае, путь в ферганскую долину.
Всему причиной Великий шелковый путь. Его северная часть шла через 
ферганскую долину. Как ни хранили китайцы секрет производства, не прошло и ста лет торговли, как тайна была раскрыта, коконы украдены и бабочки шелкопряда попали в Фергану.  Теперь понимаете, почему через две тысячи лет китайцы без зазрения совести делают айфоны?
Климат ферганской долины пришелся шелкопряду по душе, тутовых деревьев хоть отбавляй и дело пошло. В Намангане, Фергане, Андижане, ну и в Маргилане, конечно. Сначала ремесленники просто копировали образцы, привезенные из Китая. Но однажды все изменилось. По этому поводу есть несколько легенд, мне нравится такая. Жил-был немолодой ткач, большой умелец в своем ремесле. Была у него дочь – красавица. Изготовит мастер шелковых тканей и выходит продавать на базар, а дочка ему помогает. Так девушка попала на глаза  маргиланскому хану, старому, но очень богатому и властному человеку. Хан был очарован юной красотой и решил добавить дочку мастера к своему гарему. Мастеру – горе, от хана не отобьешься. Взмолился он перед вельможей, дескать дочка – единственная надежда и опора, пропадет он без нее. Хан решил пошутить над мастером и сказал: «Если через три дня соткешь мне шелк, который затмит красоту твоей дочери, так и быть, оставлю её тебе».  
Мастера чуть удар не хватил. Присел он на край арыка, стал сквозь слезы смотреть на струящуюся воду. А в воде отражаются облака радужные, тени от ракиты. И такая удивительная картина получилась в глазах мастера, что решил он во что бы то ни стало, повторить ее в шелке. И придумал, как это сделать. Через три дня пришел мастер с дочерью к хану и развернул перед ним кусок сотканного им шелка. Всеми цветами радуги вспыхнули краски на нежной ткани. Шёлка такой красоты хан еще не видел и признал свое поражение.

"Облачные" технологии
 Вот так была изобретена технология, которая получила название абрбанди, что в переводе означает «обвязанное облако», а ткань, которую изготовил мастер, стали называть хан-атласом.
Технология эта хорошо описана во многих источниках, она необычайно трудоемка и практически лишена каких-либо механизированных этапов. Знаменитое ручное производство! Именно этой, как ее называют, абровой, ткани и обязан Маргилан своей славой шелковой столицы Узбекистана. 

Натянутые нити основы.



Ручное производство абровых тканей в Маргилане.


"Нежный шелк"

Некоторые(наверное, злые) люди утверждают, что абрбанди – всего лишь местный вариант более древней технологии, возникшей в Индонезии. Икат – так называется и способ изготовления, и узор, и сама ткань. Слово «Ikat» индонезийское и означает оно «связывать, плести, плетение».
Но не будем углубляться в тайны происхождения – это всегда чревато неожиданными открытиями, чаще всего неприятными.
Вернемся к маргиланским хроникам. Нет им дела до буйства красок хан-атласов, им подавай настоящий, рукодельный маргиланский шелк! Вот этот белый, реденький, легонький и полупрозрачный. Под эту категорию попадают ткани типа разреженного театрального газа.

Разреженный шелк, возможно, из Маргилана.
 Их характерные особенности: отсутствие кручения шелковой нити и полотняное переплетение. Степень разреженности может быть разной в зависимости от производителя. Кроме разреженности, у этого типа тканей есть еще одно свойство, очень полезное для валяльщиков: шелк этот обладает магическим блеском и, если он действительно изготовлен вручную, мощной положительной аурой.
Мастерская "Войлок и шёлк" использует в своих работах разреженный шелк. Здесь небольшой пример: несколько вещей из шерсти мериноса на основе окрашенного вручную маргиланского шелка( есть еще очень много деталей, но об этом в специальной статье).
Мастер Лилия Муромцева


Весьма живописное полотно на маргиланском шёлке, так называемый палантин-трансформер, он же - жилет-трансформер.
О весеннем настроении чуть позже))
Еще одна работа Лилии Муромцевой. Выглядит очень празднично. 
Спинка трансформера.
Мастер в своем палантине.

Еще немного шелка на сладкое - войлока в жизни и так хватает.
Это не остатки шёлка. Это штука шелка, длина которого зависит только от станка ремесленника.
Торговца не видно. Чай пьет в соседнем духане.
Традиционный рисунок абровой ткани.
Халат из настоящего хан-атласа.

 О шелке, о маргиланских хрониках вам рассказывал 
Егор Варежкин. 
Фото из свободных источников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Translate